ѕроезд на желтый часто приводит к спорным ситуаци€м, в том числе из-за чужих ошибок
ѕроезд на желтый часто приводит к спорным ситуаци€м, в том числе из-за чужих ошибок

 расный — запрещающий, зеленый — разрешающий. ј желтый? ≈сли уверены в себе, можете сразу переходить к небольшому тесту в конце. ƒл€ остальных — очередна€ сери€ проекта «ѕƒƒ дл€ бывалых».

—огласно пункту 6.2 ѕƒƒ, желтый сигнал €вл€етс€ запрещающим. Ќо есть два исключени€. ѕервое вполне пон€тно — это мигающий желтый. ќн ничего не запрещает, а лишь предупреждает о приближении к нерегулируемому переходу или перекрестку.

Ќо есть и второе исключение, прописанное в пункте 6.14 ѕƒƒ.

6.14. ¬одител€м, которые при включении желтого сигнала или подн€тии регулировщиком руки вверх не могут остановитьс€, не прибега€ к экстренному торможению в местах, определ€емых пунктом 6.13 правил, разрешаетс€ дальнейшее движение.

» этот пункт выбивает табурет из-под ног желтого и вешает его на длинном суку. ѕотому что в интерпретации большинства водителей желтый становитс€ «почти разрешающим».

ј как на самом деле? ѕрактика наказаний за проезд на желтый очень двусмысленна. „аще всего камеры видеофиксации и сотрудники √»Ѕƒƒ не регистрируют проездов на желтый — если только в показательном ключе. » причина пон€тна: доказать, что водитель мог остановитьс€, не примен€€ экстренного торможени€, без автотехнической экспертизы невозможно.

≈сли вы проехали стоп-линию на зеленый, но не успеваете миновать перекресток в безопасной манере — остановитесь перед ним и не двигайтесь. ѕри включении красного камеры видеофиксации расценивают движение в зоне после стоп-линии нарушением пункта 6.13 ѕƒƒ
≈сли вы проехали стоп-линию на зеленый, но не успеваете миновать перекресток в безопасной манере — остановитесь перед ним и не двигайтесь. ѕри включении красного камеры видеофиксации расценивают движение в зоне после стоп-линии нарушением пункта 6.13 ѕƒƒ

¬ ѕƒƒ и нет пон€ти€ экстренного торможени€. ѕо смыслу — это торможение в пол с блокировкой колес. ќпределить на глазок необходимость экстренного торможени€ невозможно, потому что она зависит от типа автомобил€, состо€ни€ резины и покрыти€. “ам, где Porsche 911 остановитс€ без видимых усилий, старенький тарантас на лысой резине сорветс€ в юз. ј потому нарушени€ при проезде на желтый почти не исследуютс€, пока не случилось ƒ“ѕ.

¬ серьезных ƒ“ѕ выполнение условий, прописанных в пункте 6.14 ѕƒƒ, изучаетс€ отдельно, поэтому проезд на желтый могут признать незаконным
¬ серьезных ƒ“ѕ выполнение условий, прописанных в пункте 6.14 ѕƒƒ, изучаетс€ отдельно, поэтому проезд на желтый могут признать незаконным

ј вот когда ƒ“ѕ произошло, значимость желтого резко возрастает, особенно если в аварии пострадали или погибли люди. ¬ этом случае автотехническа€ экспертиза назначаетс€ практически всегда, и один из вопросов экспертам формулируетс€ так: имел ли водитель техническую возможность остановитьс€ при включении желтого сигнала, не прибега€ к экстренному торможению? ≈сли имел, желтый превращаетс€ в запрещающий.

Ќеоднозначность желтого часто излишне расслабл€ет водителей. Ќапример, многие люб€т ускоритьс€ на мигающий зеленый, чтобы гарантированно не иметь возможности остановитьс€ на желтый. Ёто плохой способ: и последстви€ ƒ“ѕ т€желее, и в превышении скорости могут обвинить.

Ѕоком порой выходит и вранье о слишком низкой скорости: скажем, водитель ехал 65 км/час, но сотрудникам √»Ѕƒƒ рассказывает, как плелс€ 40–45 км/час. » во врем€ экспертизы получаетс€, что он имел возможность спокойно остановитьс€ перед стоп-линией, а на перекресток въехал уже на «откровенно красный».

¬идео: Russian Crush/YouTube

ј вот два попул€рных сценари€ ƒ“ѕ при проезде на желтый. ѕервый — это встреча с поперечным автомобилем, который стартанул слишком резво (часто на красный).

¬идео: јнтон ƒолгих/YouTube

¬торой — наезд на встречный автомобиль, поворачивающий налево. “акие ƒ“ѕ очень распространены и трудны дл€ вынесени€ вердиктов. Ћюбител€м пролетать на желтый следует иметь в виду такие риски.

ј трудно ли остановитьс€ на желтый? Ќа самом деле нет. Ќа крупных перекрестках перед его включением 3 секунды мигает зеленый, столько же горит сам желтый, поэтому при езде не выше 60 км/час и стандартном времени реакции водител€ остановка без экстренного торможени€ труда не представл€ет. »сключение — аномальные погодные услови€, когда остановочный путь существенно возрастает. Ќо в сложных услови€х пункт 10.1 ѕƒƒ советует нам не грубить со скоростью.

—екции основных светофоров часто имеют обратный таймер и желтую фазу, а вот стрелки гаснут гораздо менее предсказуемо
—екции основных светофоров часто имеют обратный таймер и желтую фазу, а вот стрелки гаснут гораздо менее предсказуемо

“ак, может быть, отменить желтый к черт€м или сделать его «жестко запрещающим»? „ем это грозит, вы можете убедитьс€ на перекрестках с дополнительной секцией светофора: стрелка тухнет после тройного мигани€ и сразу начинаетс€ запрещающа€ фаза. Ёто создает изр€дную нервозность дл€ водителей на перекрестках, где работают камеры видеофиксации. ѕоворот на потухшую стрелку грозит штрафом 1000 рублей на первый раз и 5000 рублей на второй. 

ѕотому буфер в виде желтого совсем не вреден. √лавное, не переходить грань разумного и помнить, что изначально он — запрещающий.

“ем же, кто слишком переживает о потере времени, сообщаем: пусть порой кажетс€, что красный горит бесконечно, в реальности фаза запрещающего редко превышает минуту, чаще — 30–40 секунд.

» напоследок — традиционный тест. 

≈сть ли автомобильные светофоры, в которых перед включением желтого нет фазы мигающего зеленого?

  • Ќет, мигание зеленого об€зательно
  • ƒа, нормативы допускают это

 акое рассто€ние проедет автомобиль на скорости 60 км/час за врем€ горени€ желтого?

  • 5 метров
  • 50 метров
  • 100 метров

 то виноват в аварии, если один ехал пр€мо, но проскочил на желтый, а второй поворачивал налево?

  • “от, кто поворачивал налево
  • “от, кто проскочил на желтый
  • —лишком неоднозначно, чтобы судить

ѕусть остановочный путь автомобил€ со скорости 60 км/час — 35 метров. Ќужно ли экстренное торможение, чтобы избежать проезда на красный, если водитель адекватно среагирует на включение желтого?

  • Ќе нужно
  • «ависит от времени реакции
  • Ќужно

 акую черту нельз€ проезжать на запрещающий сигнал, если перед перекрестком отсутствует стоп-лини€?

  • Ћинию, на которой установлен светофор
  • √раницу перекрестка
  • √раницу пересекаемой проезжей части
  • Ћинию центра перекрестка

¬одитель, не успевающий проехать перекресток на зеленый, имеет право завершить маневр...

  • … всегда
  • … если не создает помех другим участникам движени€
  • … если на пути нет других светофоров со стоп-лини€ми
ѕƒƒ дл€ бывалых: можно ли проскочить на желтый и кто будет виноват, если не получитс€

ѕравильные ответы: 5/10

¬ы ведь пешеход, верно?

ѕƒƒ дл€ бывалых: можно ли проскочить на желтый и кто будет виноват, если не получитс€

ѕравильные ответы: 5/10

Ќеплохо, но лучше перечитать ѕƒƒ

ѕƒƒ дл€ бывалых: можно ли проскочить на желтый и кто будет виноват, если не получитс€

ѕравильные ответы: 5/10

ѕочти безупречно!

ѕƒƒ дл€ бывалых: можно ли проскочить на желтый и кто будет виноват, если не получитс€

ѕравильные ответы: 5/10

Ѕлест€щий результат!