Ќаказание за т€жЄлые случаи пь€ной езды теперь будет как за умышленные убийства
Ќаказание за т€жЄлые случаи пь€ной езды теперь будет как за умышленные убийства

— 28 июн€ вступают в силу радикальные поправки в «водительскую» статью 264 ”головного кодекса –‘, которые приравнивают пь€ные ƒ“ѕ к т€жким преступлени€м и увеличивают максимальный срок лишени€ свободы до 15 лет. «ачем нужно очередное зат€гивание гаек и приведет ли оно к снижению числа пь€ных аварий, мы спросили у экспертов.

—роки — как за убийство

Ќаказание по статье 264 ”  –‘ зависит от последствий. «а аварию с т€жЄлым пострадавшим пь€ному виновнику увеличили максимальный срок заключени€ до 3–7 лет (было до 4 лет), а также усилили другие виды наказани€, например, до 5 лет возрос максимальный срок принудительных работ.

≈сли в аварии погиб человек, срок заключени€ возрос с 2–7 до 5–12 лет. ѕри нескольких погибших планку подн€ли с 4–9 до 8–15 лет. ƒл€ сравнени€, за убийство по статье 105 ”  –‘ наказывают лишением свободы на срок 6–15 лет, и параллели не случайны: если раньше автомобильные аварии с жертвами считали преступлени€ми средней т€жести, то теперь их перевели в категорию т€жких, внес€ нужные изменени€ в статью 15 ”  –‘.

‘ормально законотворцы не стали приравнивать ƒ“ѕ к умышленным де€ни€м, как предполагалось ранее. “ем не менее наказание де-факто сравн€лось, и депутаты вид€т в этом определенную логику:

— “акое ужесточение справедливо, поскольку если сел пь€ным за руль, значит имел умысел, — по€снил председатель √осударственной думы ¬€чеслав ¬олодин.

«ачем это нужно

ƒепутаты √осдумы прин€ли закон быстро и без проволочек, и единодушие объ€сн€ют большим количеством пь€ных ƒ“ѕ с т€желым исходом. ¬ прошлом году их зафиксировали более 16 тыс€ч, а число погибших составило 4645 человек — алконавты унос€т по 13 жизней в день, а на больничную койку ежедневно отправл€ют 60 человек.

Ќо дело не только в этом: депутаты обратили внимание на сравнительно м€гкую судебную практику по таким делам, например, водители, осужденные за пь€ное ƒ“ѕ с т€жЄлым пострадавшим, в 60% случаев обход€тс€ условным сроком. ѕри этом т€жкий вред здоровью почти всегда означает инвалидность и расстройство здоровь€ настолько существенное, что человек испытывает проблемы до конца жизни, часто тер€€ работу и отказыва€сь от привычного образа жизни.

“ипична€ авари€ с пь€ным водителем: BMW вылетает на скорости 120 км/час. ¬идео:  онстантин јлейников / Vk.com, ћарина ќсина

”жесточают не первый раз

 ампани€ по зат€гиванию гаек в отношении пь€ных водителей носит систематический характер. «а первый случай езды в нетрезвом виде грозит штраф 30 тыс€ч рублей и лишение прав на срок до 2 лет, а если водитель продолжит ездить после лишени€, его ждет ещЄ один штраф 30 тыс€ч или арест на 15 суток.

¬ 2015 году ввели уголовную ответственность за повторную езду в пь€ном виде: стать€ 264.1 наказывает лишением свободы на срок до двух лет.

ћен€лась и процедура медосвидетельствовани€, например, с 2016 года у водителей каждый раз берут на анализ мочу дл€ вы€влени€ наркотического опь€нени€, даже если первичным подозрением было алкогольное.

”же в этом году прин€ты поправки в статью 264 ”  –‘, которые приравнивают побег с места т€желого ƒ“ѕ к признанию себ€ опь€ненным.

ѕоддерживаете ли вы увеличение сроков лишени€ свободы дл€ пь€ных виновников т€желых ƒ“ѕ?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, правильна€ иде€
  • ƒа, но этого недостаточно: нужно ужесточать и дальше
  • ѕроблемы это не решит
  • Ќет, нужно сначала мен€ть всю систему (√»Ѕƒƒ, суды), а не зат€гивать гайки
  • Ќет, совсем озверели
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

„то думают эксперты

 ритики проекта, как правило, указывают на то, что причины пь€нства за рулЄм не св€заны напр€мую с м€гкостью наказани€: оно и до поправок было достаточно суровым.

— ѕоправки не измен€т ситуацию кардинально, поскольку речь идет о наказании, когда трагеди€ уже случилась, — считает представитель ‘едерации автомобилистов –оссии ћаксим ≈дрышов. — Ќе думаю, что человек, когда садитс€ за руль в состо€нии опь€нени€, перечитывает ”головный кодекс и вычисл€ет, через сколько же лет он сможет вернутьс€ домой.

јвторы законопроекта смотр€т на это по-другому:

— √лавна€ цель принимаемых изменений — профилактическа€, чтобы человек, узнав о них еще раз, подумал и остановилс€ перед тем, как сесть пь€ным за руль, — за€вил заместитель руководител€ фракции «≈дина€ –осси€» јндрей »саев.

ћаксим ≈дрышов считает, что мен€ть прежде всего нужно не уголовное, а административное законодательство.

— ћне, например, очень нравитс€ иде€ брать у водителей залог при получении автомобил€ со штрафсто€нки после пь€ной езды. Ёто повышает неотвратимость наказани€, поскольку пока не оплатишь штраф — не заберешь автомобиль. Ќо этот законопроект где-то пропал в недрах √осударственной думы –‘, — добавл€ет ћаксим ≈дрышов.

ѕь€ные аварии нередко влекут т€желейшие последстви€: в этом ƒ“ѕ погиб человек, а пь€ный водитель BMW не получил даже травм
ѕь€ные аварии нередко влекут т€желейшие последстви€: в этом ƒ“ѕ погиб человек, а пь€ный водитель BMW не получил даже травм

ѕо мнению адвоката »льи ‘илатова, хот€ изменени€ в законодательстве были необходимы, нова€ редакци€ статьи 264 ”  –‘ слишком сурова:

— Ќесправедливо приравнивать преступление, совершенное по неосторожности, к умышленному убийству. Ёто спорное решение, и € считаю, что через какое-то врем€ эта стать€ будет см€гчена.

ёрист отмечает, что возможны неоднозначные ситуации:

— —кажем, трезвый водитель, испугавшись или даже не пон€в, что произошло смертельное ƒ“ѕ, уехал с места происшестви€ по какой-то важной дл€ него причине. »ли же человек просто неправильно оценит свое здоровье и, посчитав, что с вечернего застоль€ уже всЄ выветрилось, окажетс€ «пь€ным по закону».

»ль€ ‘илатов советует в случае ƒ“ѕ об€зательно оставатьс€ на месте и дожидатьс€ приезда полиции, потому что побег с места т€желой аварии почти наверн€ка теперь обернетс€ большим сроком лишени€ свободы.

ѕредставитель комитета по защите прав автомобилистов в —вердловской области ƒмитрий Ћарионов также считает, что пь€ных за рулем серьезное наказание за т€желые ƒ“ѕ не остановит:

— ƒл€ достижени€ цели надо пропагандировать трезвый образ жизни, полный отказ от алкогол€ за рулЄм, развенчивать мифы вида «луком заешь, и можно за руль», распростран€ть практику сообщени€ о серьЄзных нарушени€х в √»Ѕƒƒ, ломать стереотипы, по которым таких за€вителей называют стукачами. Ёто будет иметь куда более серьЄзный эффект.

јвтоюрист Ћев ¬оропаев отметил, что суды не использовали полностью и потенциал прежней редакции ”головного кодекса.

— „естно говор€, наказание по максимальной планке даже дл€ пь€ных виновников т€желых ƒ“ѕ использовалось не часто. Ёто нужно, чтобы водитель был совсем уж беспредельщиком с массой обсто€тельств.  онечно, на судебную практику повли€ет то, что увеличиваютс€ и минимальные сроки заключени€, однако не думаю, что мы увидим множество случаев, когда виновников ƒ“ѕ приговаривают к 15 годам лишени€ свободы.

Ёксперты отмечают и наслоение новой редакции статьи 264 ”  –‘ на поправки, св€занные с приравниванием беглеца с места аварии к нетрезвому водителю. 

— я как человек, однажды побывавший в шкуре водител€, сбившего пешехода насмерть, могу сказать, что после такого ƒ“ѕ человек находитс€ в шоковом состо€нии существенное врем€, — объ€сн€ет ƒмитрий Ћарионов. — ƒл€ кого-то это секунды, дл€ кого-то мес€цы. ¬ таком состо€нии он способен на импульсивные поступки, о последстви€х которых он неспособен думать.  ак бы ни хотелось кому-либо думать иначе, но наказывать или ужесточать наказание дл€ водител€, совершившего наезд в таком состо€нии, нельз€. Ќельз€ ставить знак равенства между попыткой скрыть пь€нство за рулем и шоковым состо€нием.

ѕараллельно возникает вопрос о водител€х, в моче или крови которых обнаружили психотропные вещества: как известно, это могут быть не только наркотики, но и многие лекарственные препараты. Ќапример, фенобарбитал, вход€щий в состав банального «¬алокордина».

ёрист ƒмитрий Ћарионов считает, что проблематично даже определить, какое именно лекарство запрещает вождение:

— ≈сть совет — читайте инструкцию. ¬роде бы верно, но часто не помогает. ¬о-первых, на многих лекарствах ничего не пишут про последстви€. “ам, где пишут — ограничиваютс€ фразой типа «с осторожностью» (ну, то есть если осторожно, то можно, а по факту вообще никогда нельз€). Ќо даже если водитель честно не садитс€ за руль, то когда садитьс€ можно? ќб этом никто не пишет. ѕо факту состо€ние опь€нени€ может быть установлено даже спуст€ 3–4 недели после потреблени€ условного обезболивающего!

¬прочем, сами авторы законопроекта не вид€т в этом проблемы.

— ƒл€ того, чтобы экспертиза показала в крови водител€ наличие, например, «¬алокордина», он должен выпить минимум целый пузырек залпом, — говорил председатель комитета √осдумы –‘ по безопасности и противодействию коррупции ¬асилий ѕискарев. — Ќо в этом случае, естественно, речь уже не может идти ни о каком его медицинском применении: таких доз «¬алокордина» не назначит ни один врач.

ƒепутат подчеркивает, что опь€неть с кефира или кваса также невозможно, если пить их в обычных количествах.

”видели ошибку или хотите предложить тему? ѕишите на Ќаписать письмо.