ќ роботизированной коробке на «¬есте» можно забыть
ќ роботизированной коробке на «¬есте» можно забыть

ћаркетологи ј¬“ќ¬ј«а так бо€тс€ слова на букву «в», что во всех коммуникаци€х называют новую коробку дл€ Lada Vesta «автоматом». ƒаже официальный индекс модели читаетс€ как Lada Vesta AT вместо традиционного CVT. ѕри этом слова «робот» и обозначени€ јћ“ в “оль€тти не бо€лись, хот€ у роботизированных трансмиссий репутаци€ куда хуже, чем у вари... ¬ общем, чем у бесступенчатых трансмиссий.

ƒлинный селектор удобен: выбранный режим подсвечиваетс€, а фиксаци€ на позици€х D и R достаточно чЄтка€.  ачнув рычаг влево, включаем ручной режим
ƒлинный селектор удобен: выбранный режим подсвечиваетс€, а фиксаци€ на позици€х D и R достаточно чЄтка€.  ачнув рычаг влево, включаем ручной режим

 стати, вариатор Jatco JF015E, который Lada Vesta получила вслед за XRAY Cross, а тот — вслед за дюжиной моделей Renault и Nissan, €вл€етс€ не такой уж бесступенчатой трансмиссией. –оль автоматического сцеплени€ у него выполн€ет гидротрансформатор, а дл€ увеличени€ т€ги на малых и средних скорост€х есть ещЄ двухступенчатый планетарный редуктор. ќн решает традиционную дл€ вариаторов проблему с узковатым динамическим диапазоном — то есть отношением максимального и минимального передаточных чисел. Ќа малом ходу редуктор делает «¬есту» более т€говитой и снижает риск пробуксовки ремн€, а при разгоне выше 100 км/час включает верхний диапазон трансмиссии. 

ƒвигатель H4M разработал аль€нсом Renault-Nissan, но его производство локализовано на ј¬“ќ¬ј«е
ƒвигатель H4M разработал аль€нсом Renault-Nissan, но его производство локализовано на ј¬“ќ¬ј«е

ѕрежний «робот» јћ“, разработанный совместно с ZF, отправили на пенсию, и вариатор теперь — безальтернативный «автомат» дл€ Vesta. ¬ паре с ним модель получила ещЄ и двигатель H4M (113 л.с.), который ставилс€ на первые версии Vesta, но потом был заменЄн родными вазовскими моторами 1,6 (106 л.с.) и 1,8 л (122 л.с.). —ейчас двигатель H4M выпускают на самом ј¬“ќ¬ј«е, что позволило уложить его стоимость в вестовский бюджет.

—ам по себе вариатор Jatco JF015E нам уже встречалс€: например, его став€т на Renault Arkana. ¬ отличие от «робота», который напр€гал рваной работой и «невесомостью» при переключени€х, вариатор интуитивен и большую часть времени работает по следующему алгоритму: поддаЄшь газ — стрелка тахометра взлетает вверх, выходишь на круизный режим — обороты падают, как пульс коматозника. ѕроисходит это быстро, легко и, в общем, не требует водительского внимани€.

»нтерьер седана в топовой комплектации Exclusive за 925 тыс€ч рублей
»нтерьер седана в топовой комплектации Exclusive за 925 тыс€ч рублей

ѕри отпускании тормоза Vesta трогаетс€ с места без касани€ педали газа — удобный режим дл€ городской тошниловки. «–обота», правда, со временем научили делать так же, но «гидротрансформаторный» старт комфортнее: и м€гче, и за сцепление не переживаешь (его тут просто нет). «–оботизированна€» Vesta брала с места более дерзко, но потом настройки трансмиссии см€гчили, а главное, эта дерзость всЄ равно не поддерживалась последующим разгоном. ѕоэтому настройки вариатора кажутс€ более гармоничными: обывательской машине дерзость ни к чему. ѕри активной езде вариатор охотно переключаетс€ на пониженные передачи и создаЄт эффект торможени€ двигателем, а в спокойном режиме стараетс€ быть незаметным.

–асход топлива не пострадал: что с «роботом», что с вариатором среднее значение — 9 л / 100 км. ” «механической» Vesta 1.6 и 1.8 расход даже чуть выше
–асход топлива не пострадал: что с «роботом», что с вариатором среднее значение — 9 л / 100 км. ” «механической» Vesta 1.6 и 1.8 расход даже чуть выше

ѕо паспорту седан Vesta AT разгон€етс€ до 100 км/час за 11,3 секунды, что весьма неплохо: конкуренты вроде Hyundai Solaris 1.6 MT выступают примерно на том же уровне, а у «роботизированной» Vesta это занимало 14 секунд. ћы попробовали ускоритьс€ с места до скорости 105 км/час по спидометру и насчитали пор€дка 12,3–12,5 секунды, но здесь нужно учитывать зимние шины, мЄрзлый асфальт и необкатанный мотор Vesta, поэтому в целом паспортные данные выгл€д€т более-менее реалистичными.

¬ариаторы, как и «автоматы» вообще, всегда сглаживают острые углы, поэтому Vesta AT располагает к плавной езде — при рутинных перемещени€х по мегаполису придратьс€ не к чему. ѕри интенсивных обгонах порой хочетс€ большего, но проблема тут скорее не в вариаторе, а в умеренной мощности самого мотора H4M, который больше подходит дл€ городских разъездов.

¬ариатор исправно крутит двигатель до оборотов пиковой мощности, но не зависает на них, чтобы избежать эффекта «троллейбусного» разгона. ¬ движении Vesta AT очень напоминает автомобиль с гидромеханическим «автоматом».

Lada Vesta с прежним «роботом» продавалась неважно: лишь один покупатель из дес€ти выбирал автоматическую трансмиссию
Lada Vesta с прежним «роботом» продавалась неважно: лишь один покупатель из дес€ти выбирал автоматическую трансмиссию

—портивного режима у вариатора нет, но есть ручной. Ќужен ли он? я попробовал ездить в «мануале» и большого смысла не обнаружил: в отличие от «механики», почувствовать рукой, кака€ включена передача, невозможно — индикаци€ только на панели приборов. ƒаже в ручном режиме вариатор самосто€тельно мен€ет свои виртуальные передачи вверх и вниз, если вы вышли за рабочий диапазон двигател€. Ќо есть ситуации, когда ручной режим полезен: например, перед сложными обгонами можно заранее включить пониженную передачу. ¬ариатор останетс€ на ней, пока обороты не достигнут предельных 6000, что позвол€ет выдоить двигатель до последней лошади.

ƒо сих пор в арсенале ј¬“ќ¬ј«а было два типа автоматических трансмиссий: стара€ четырЄхступенчата€ гидромеханика Jatco, котора€ ставитс€ на «√ранты», и упом€нутый «робот». ѕерва€ съедала динамику разгона и отличалась прожорливостью, «робот» в принципе вызывал много нареканий. Ќа фоне этой пары вариатор — определЄнно шаг вперЄд.

ѕроблема в том, что у конкурентов, вроде Hyundai Solaris, KIA Rio и Volkswagen Polo — честные гидромеханические «автоматы» о шести ступен€х, которые традиционно считаютс€ наименее проблемными типами автоматических трансмиссий.

¬ариатор крупнее механической коробки передач по вертикали, но его установка не повли€ла на дорожный просвет: у стандартной «¬есты» он составл€ет 178 мм, у Cross — 203 мм. «ащита картера съедает пор€дка 30 мм
¬ариатор крупнее механической коробки передач по вертикали, но его установка не повли€ла на дорожный просвет: у стандартной «¬есты» он составл€ет 178 мм, у Cross — 203 мм. «ащита картера съедает пор€дка 30 мм

„то до вариаторов вообще и Jatco JF015E в частности, репутаци€ у них не сама€ солнечна€. ѕравда, коробка выпускаетс€ не первый год и за это врем€ прошла несколько модернизаций, так что часть детских болезней побеждена. ¬ том числе за счЄт более плавной настройки вариатора специально дл€ Vesta — это позвол€ет избежать перегрузок при активной езде.

 стати, при эксплуатации вариаторов важно не пренебрегать простыми правилами, например, своевременно мен€ть масло и фильтры, потому что львина€ дол€ проблем с Jatco JF015E возникает из-за по€влени€ в масле металлических продуктов износа.

¬ морозы гидротрансформатор желательно прогревать, перевод€ на месте селектор в положение D примерно на полминуты. ѕосле старта некоторое врем€ лучше двигатьс€ в плавном режиме, не нагружа€ трансмиссию. » вариаторные машины нельз€ запускать «с толкача».

ƒл€ среднеценовых моделей концерна Renault-Nissan, в который входит и ј¬“ќ¬ј«, вариаторы сегодн€ €вл€ютс€ основным типом автоматической трансмиссии и став€тс€ на множество моделей, включа€ Nissan Juke, Qashqai, Murano, Renault Kaptur, а скоро и Duster. Lada стала в некотором смысле заложницей ситуации — разрабатывать шестиступенчатый автомат специально дл€ неЄ просто невыгодно.

—амый доступный седан Lada Vesta Classic Start Plus AT стоит от 737 тыс€ч рублей. Ѕлизка€ по комплектации верси€ Start Plus с механикой, лишЄнна€ только подогрева сидений и бокса-подлокотника, дешевле на 85 тыс€ч рублей, но, помимо указанных опций, вариаторна€ верси€ отличаетс€ мотором и наличием дисковых задних тормозов. 

ќбща€ доплата за двигатель H4M и вариатор — пор€дка 85 тыс€ч рублей
ќбща€ доплата за двигатель H4M и вариатор — пор€дка 85 тыс€ч рублей

” конкурентов доплата за «автоматизмы» меньше, например Solaris просит пор€дка 40 тыс€ч рублей. Ќо обща€ стоимость получаетс€ выше вестовской даже у «—ол€риса» с двигателем 1,4 литра (от 859 тыс€ч), не говор€ об 1,6 (от 884 тыс€ч). Ѕлизка€ ситуаци€ с KIA Rio, который в версии 1,6 AT обойдЄтс€ минимум в 860 тыс€ч. ” Volkswagen Polo доплата за автомат составл€ет 45 тыс€ч, а минимальна€ цена — от 872 тыс€ч рублей. “о есть автоматические конкуренты дороже Vesta на 120–150 тыс€ч рублей, а это, как говоритс€, аргумент. 

ќстрее конкуренци€ со стороны Renault Logan: доплата за четырЄхступенчатый автомат всего 30 тыс€ч, а цены стартуют от 735 тыс€ч рублей, то есть сравнимы с «¬естой».

¬ариатор предлагаетс€ дл€ Lada Vesta SW Cross, но колЄса большего размера и увеличенна€ масса снижают динамику разгона
¬ариатор предлагаетс€ дл€ Lada Vesta SW Cross, но колЄса большего размера и увеличенна€ масса снижают динамику разгона

” Vesta вариатор положен не только седану, но и универсалу, включа€ вседорожную версию SW, а цена в топовой комплектации составл€ет 983 тыс€ч рублей. ƒороже — только Vesta Sport.

¬ целом вариатор хорошо вписалс€ в концепцию «¬есты» и не требует привыкани€, если вы в принципе ездили на машинах с автоматом. ƒинамика разгона получаетс€ средненькой, но интуитивность работы хороша€. √лавной проблемой остаЄтс€ имидж вариаторов.

¬прочем, опыт Lada XRAY Cross, который получил этот вариатор ещЄ летом, настраивает на оптимизм. “ак, если продажи «экс-реев» с «роботом» в 2019 году составл€ли пор€дка 130 машин в мес€ц, то с по€влением вариатора подскочили втрое. японска€ трансмисси€ в паре с импортным мотором вызывает у росси€н больше довери€, чем компромиссный «робот» и вазовский двигатель.

¬ыбира€ машину этого класса, готовы ли вы купить Vesta с вариатором? 

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, не вижу проблем
  • Ћучше бы оставили «робот»
  • ѕредпочту доплатить за модель с гидромеханическим «автоматом»
  • Ќе куплю Lada Vesta в принципе
  • “олько механика
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€