”чителей не хватает, и нагрузку перекладывают на тех, кто продолжает работать за скромную зарплату
”чителей не хватает, и нагрузку перекладывают на тех, кто продолжает работать за скромную зарплату

ќ проблемах образовани€ в –оссии можно говорить долго и упорно. ¬ основе лежит недофинансирование отрасли и отношение к ней как к сфере услуг. –ыночные отношени€ в школе берут верх, хот€ многие воспринимают еЄ по старинке. ќсложн€етс€ это все недопониманием и отсутствием желани€ к диалогу между родительским сообществом и педагогами. ”читель истории и обществознани€ —тепан  ошкарЄв рассказывает, из-за чего молодые педагоги бегут из школы. ѕочитайте его колонку:

–одители вин€т школу (и есть за что), а школа — родителей (и есть за что). ¬ итоге заложниками системы станов€тс€ все участники: дети, родители и педагоги.

Ќо почему в последнее врем€ так выдел€ют именно молодых учителей? ќтвет прост: сегодн€ в школе существует дефицит кадров, который решаетс€ путем увеличени€ нагрузки на одного учител€. ¬ –оссии высока дол€ педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. ѕо словам министра просвещени€ ќльги ¬асильевой, количество молодых учителей колеблетс€ в пределах 11–13%.

¬ 2019 году уже не осталось сфер, где не произошли перемены. Ўкола — не исключение (использование цифровых технологий, требований к учителю и т. д.), но дл€ реализации этих изменений с условием сохранени€ лучших традиций образовани€ нужны и новые люди.

Ќо что же им мешает приходить или оставатьс€ в сфере образовани€?

1. ‘инансовые услови€

ѕроблема заработной платы в системе образовани€ €вл€етс€ центральной. Ќапример, за одну ставку педагог в ќмске получает 8572 рубл€. «аработна€ плата — это индекс ценности труда. ќценивание одной педагогической ставки такой смешной суммой — это обесценивание труда педагога в глазах общества и государства. Ёто показатель отношени€ государства к системе образовани€ и к дет€м, которые в ней обучаютс€.

 уда циничнее это выгл€дит тогда, когда мы обратимс€ к величине прожиточного минимума ќмской области, котора€ составл€ет 10 864 рубл€ дл€ трудоспособного населени€. ѕолучаетс€, что одна ставка учител€ оцениваетс€ в меньшей степени, чем та величина, котора€ необходима дл€ минимального выживани€. я не говорю о каком-либо развитии человека и личности. ’от€ чиновники считают зарплату учителей не за ставку, а за общий доход. ќтсюда получаетс€, что в среднем учител€ ќмска зарабатывают 37 551,4 рубл€. Ёто данные ќмскстата, которые завышены и не имеют ничего общего с реальностью.

ћолодые учител€, чтоб хоть как-то прожить, набирают дополнительные часы. ќни преподают не 18 часов в неделю, а 26, 30, 42 урока. ј что такое один урок? Ёто прежде всего подготовка к нему. ƒл€ молодого учител€ это — разработка методики, дл€ тех, у кого есть опыт, — улучшение уже существующих планов на урок.

ƒл€ того, чтоб качественно подготовить один урок в соответствии со всеми требовани€ми федерального государственного стандарта, требуетс€ в среднем от часа до трех. ѕодсчитаем длительность трудовой недели? ѕереработка же вызывает в длительной перспективе эмоциональное выгорание, проблемы со здоровьем, а как следствие — снижение качества преподавани€. ¬ таком «угаре» у педагога тер€етс€ ориентир на личность ребенка, но развиваетс€ озлобленность всех участников образовательного процесса.

 огда € пришел работать в школу, мне дали 27 учебных часов плюс 5 часов домашнего обучени€, зарплата была 19 500 рублей. Ќа второй год нагрузка была 24 учебных часа с зарплатой в 12 500 рублей. 

”чителю нужно быть примером дл€ детей, но возможно ли это в сложившихс€ обсто€тельствах?
”чителю нужно быть примером дл€ детей, но возможно ли это в сложившихс€ обсто€тельствах?

2. Ќизкий статус профессии

„тобы чему-то научить и воспитать подрастающее поколение, педагог должен быть примером дл€ подражани€ и примером возможности достижени€ успеха дл€ детей. Ќо в современном мире быть хорошим человеком мало.

ћы живем в обществе, где уровень дохода определ€ет статус человека (не обсуждаю моральную сторону этой позиции, думаю, что все понимают). ј значит, когда ценность образовани€ и знани€, ценность людей, которые дают эти знани€, очень низка€, то и стремитьс€ к развитию не стоит. ѕроисходит обесценивание образовани€.

ѕлюс ко всему, в нашей стране сложилась порочна€ практика, когда уважение к человеку, уважение к профессии строитс€ на денежном достатке. ѕо мнению части наших граждан, если человек много зарабатывает, он успешен, вот на кого стоит равн€тьс€ и кого надо послушать. ≈сли же мало, то он своего рода неудачник.

» уважение как у детей, так и у многих родителей не вызывает професси€ педагога, так как она не считаетс€ престижной. ћолодым люд€м, которые приход€т на работу в образовательные учреждени€, приходитс€ сталкиватьс€ с предвз€тым отношением, недоверием. ƒети сомневаютс€ в том, что учитель может научить чему-то полезному, что пригодитс€ в жизни.

  сожалению, в —ћ», да и не только, дети вид€т другие примеры успеха, зачастую напр€мую не св€занные с образованием в школе и честным трудом.  умовство, коррупци€, обман и т. д. » мы имеем скандалы в школе, бесконечные унижени€ со стороны власти и некоторых родителей, а иногда и детей, которые ни во что не став€т школу и учителей.

ƒа, мир изменилс€, и школа должна мен€тьс€, учитель сегодн€ — не единственный источник знаний, он не хранитель сакральных смыслов, как раньше. Ќо он все же учитель и занимаетс€ тем, что обучает, воспитывает и направл€ет своих учеников.

Ќо такого пренебрежени€ и унижени€ учителей никогда еще не было. ‘разы, выбитые в пам€ти народа:

«ћен€ часто спрашивают по учител€м и преподавател€м. Ёто призвание, а если хочетс€ деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. “от же самый бизнес» (премьер-министр –‘ ƒмитрий ћедведев).

«я вижу, что сегодн€ здесь в зале собрались преимущественно женщины. ’очу вам дать совет, чтобы вы ориентировались больше на личные дела и нашли мужа с достатком. ¬ –оссии много хороших мужиков, горн€ки есть…» (сопредседатель екатеринбургского штаба ќЌ‘ и ректор ”√√” Ќиколай  осарев).

««ачастую педагогические набиты вс€ким сбродом, который никуда не может попасть. » вот они выход€т и идут работать учител€ми. […] — какой пь€ной радости учител€ должны получать не меньше моего? я зарабатываю, а не получаю» (телеведущий канала –осси€ 1 ¬ладимир —оловьЄв).

«¬спомните, пожалуйста, школы, куда ход€т ваши дети. “ам от одного до п€ти звЄздных учителей, к которым все хот€т попасть, а остальные — это сера€ масса закомплексованных неудачников, которые не в состо€нии в принципе развиватьс€. » чему они могут научить наших детей?» (проректор –јЌ’и√— »ван ‘едотов).

» это только то, что вспоминаетс€ сразу, а можно ещЄ поискать.

3. ѕроблема личного роста

ƒоходы молодого специалиста весьма и весьма скромные. ќн не открыл бизнес, не нашел богатого мужа, а просто работает в школе.

ј теперь давайте подумаем, как при зарплате в 20 тыс€ч заработать себе на квартиру или обеспечить достойной жизнью семью? ќтвета на этот вопрос нет, как и на другие вопросы… јктивное зан€тие спортом? ѕоходы в театр или кино? ѕокупка книг? ƒополнительные курсы по другим направлени€м? ѕоездка на курорт в отпуск?

ќстаетс€ несколько вариантов:

  • работать на одну ставку и голодать;
  • работать гораздо больше, получать среднюю зарплату, но при этом времени на развитие личности и профессиональных навыков не остаетс€.

ј дл€ учител€ важно находитьс€ в посто€нном развитии и движении, потому что он отдает часть себ€ своим ученикам. ј что он сможет отдать, если он пуст?

»тоги

ƒавайте представим нашего молодого специалиста. ќн пришел в школу, получил свою первую зарплату, смутилс€, но подумал, что бывает и скоро станет лучше (не станет). «ашЄл в класс, встретилс€ с хамством учеников, потом с хамством их родителей (необ€зательно, но такое встречаетс€ нередко). ѕослушал унижени€ со стороны представителей власти. ѕочувствовал жалость со стороны близких после рассказа о своей зарплате и услови€х труда. ѕоговорил с друзь€ми, которые работают продавцами в магазине, которые в этот отпуск ездили в ≈вропу, записались в зал, да и вообще активно ход€т во вс€кие места.

«ахотел так же… Ќо получил зарплату, послушал хамство, почувствовал жалость, ну и всЄ. –ешил покинуть школу, так как хочет иного дл€ себ€. Ёто усредненный рассказ о молодом специалисте, бывают разные случаи и истории, но это именно о попсовом раскладе. 

P.S.

ƒополнительные доходы федерального бюджета в 2018 году превысили два триллиона рублей, дополнительные доходы текущего года должны также превысить два триллиона рублей, а по оценкам председател€ —чЄтной палаты јлексе€  удрина, будут более трех триллионов рублей. ѕо моему мнению, любой отказ от повышени€ заработной платы в образовательной отрасли будет от лукавого.

—огласны с автором?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа
  • Ќет
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€