ƒети не вид€т зла в этих персонажах. ѕока не станов€тс€ взрослыми
ƒети не вид€т зла в этих персонажах. ѕока не станов€тс€ взрослыми

„то вид€т в мультфильмах дети и не вид€т взрослые? „ем российские мультики возмутили ≈вропу? «а что можно привлечь к ответственности  арлсона? » почему мы неправильно понимаем слово «толерантность»? Ќедетские вопросы на детских примерах мы разобрали с директором по маркетингу киностудии «—оюзмультфильм» “ать€ной ћельниковой.

— “ать€на, вам не кажетс€, что детска€ анимаци€ становитс€ не только дл€ детей?

— ћультипликаци€ перестала быть совсем детской. ќчень много взрослой мультипликационной продукции. Ќо она подаетс€ в сказочном формате, где передаютс€ сложные истории, есть серьезна€ смыслова€ нагрузка. Ќо их (с определенными ограничени€ми) могут смотреть дети. ¬ одно врем€ были попул€рны €понские мультики — аниме, потому что они очень нестандартные. Ќо если мы уберем в них визуальный р€д, оставим канву и сценарные решени€, то увидим человеческие ценности, которые в детском мультфильме транслируютс€ в определенной примитивной манере, дл€ того чтобы ребенок понимал.

јниме говорит с детьми о традиционных ценност€х. ѕросто на другом €зыке
јниме говорит с детьми о традиционных ценност€х. ѕросто на другом €зыке

ќчень интересно, что сейчас нет мультфильмов дл€ детей не совсем маленьких с однозначно плохими и однозначно хорошими персонажами. √ерои совершенно разноплановые. » это одна из причин, почему анимаци€ становитс€ вне возраста. ƒети начинают с определенного момента понимать, что мир не черно-белый и не разложен на квадраты, а он более комплексный. ќни проживают эти истории, а дл€ взрослого этого естественна€ среда. 

Ќе всегда хочетс€ посмотреть «Ћевиафан», чтобы пон€ть, что жизнь — тлен. ƒл€ этого есть другие способы, и анимаци€ может стать удачным вариантом.
“ать€на ћельникова

—  акие механизмы воздействи€ на ребенка есть у мультипликаторов?

— ” мультипликаторов всегда очень интересна€ дилемма. ќна вызвана тем, что самый большой человек в жизни любого существа — это мама. ћы всегда вынуждены сидеть на двух стуль€х: сделать продукт, который понравитс€ ребенку и который одобрит мама. ј мамы в нашей стране очень люб€т, чтобы была польза, чтобы ребенок чему-то училс€. ƒл€ нас, конечно, как студии это очень хорошо. ѕотому что у мам к нам 100%-е доверие, они понимают, что «—оюзмультфильм» не может сделать ничего плохого, чтобы ребенок чему-то дурному научилс€. ¬ отличие от тех же американских мультфильмов. “от же «√равити ‘олз», который нравитс€ дет€м и дико не нравитс€ мамам.  ак у нас обратна€ истори€ с новым «ѕростоквашино». ќн нравитс€ дет€м и совершенно не нравитс€ родител€м.

¬инни-ѕух меньше остальных героев вызывает у взрослых лишние и странные вопросы
¬инни-ѕух меньше остальных героев вызывает у взрослых лишние и странные вопросы

— Ќо родители и воспитаны совершенно на другом «ѕростоквашино», им новое априори не понравитс€.

—  онечно, Ѕаба яга против. «десь всегда очень тонкий лед. „то делаем мы? ¬се новые продукты мы создаем в плотной св€зке с детскими психологами, детскими педагогами, компани€ми, которые занимаютс€ исследовани€ми детей. — теми специалистами, которые четко понимают, где наход€тс€ болевые точки ребенка, на которые стоит обратить внимание, чтобы пон€ть, в каком формате и размере давать обучающий контент.

≈сть прекрасный мультфильм «—иний трактор». Ќесколько лет назад € в течение полугода видела его в –оссии, ‘ранции и јмерике (за границей живут и воспитывают детей мои подруги). я удивл€лась, что дет€м в этом мультике интересно. » мне объ€снили, что ребенок повтор€ет мелодику, ритм, учитс€ произносить базовые слова, простые вещи, которые дл€ мам важны. ћамы понимают, что ребенок должен не только у них учитьс€, но и из внешнего мира что-то получать. ƒальше сложнее, потому что с п€ти лет начинаетс€ четкое гендерное разделение.

¬зрослым «—иний трактор» может показатьс€ странным, но дети его обожают
¬зрослым «—иний трактор» может показатьс€ странным, но дети его обожают

— ¬ чем оно заключаетс€?

—  ак бы банально это ни звучало, девочки взрослеют быстрее, лучше соображают, и у них очень четко про€вл€етс€ классическа€ дружба против кого-то. ƒл€ них важны взаимоотношени€ девичьей силы, пон€тной на своем уровне. ќчень интересный тренд последнего времени: если посмотреть мультфильмы дес€тилетней давности и современные, то можно заметить, что сейчас главные герои — это больше супердевочки, которые чего-то достигают, что-то преодолевают. ќни вроде бы и дружат вместе, но периодически существуют отдельно друг от друга, и у каждой есть сво€ суперсила. Ёто уже не какие-то принцессы в вечно розовом. ѕо€вл€етс€ друга€ интрига.

— Ќо это еще не истори€ про феминизм?

— ѕока больше похоже именно на это. ѕотому что больше такого контента не у нас. ѕон€тно, это западный контент. Ќо это отражение тех трендов, которые есть в обществе и которые не могут не транслироватьс€ на детей. ћы сталкиваемс€ с этой ситуацией в очень забавном ракурсе. ” нас есть проект «ќранжева€ корова». »стори€ проста€: семь€ коров, папа, мама, дочка, сын. ћы этот проект будем представл€ть на весь мир в партнерстве с компанией-дистрибьютором из ‘ранции. » в совместной работе над сценарием мы столкнулись со следующими вопросами: почему мама всЄ врем€ на кухне или моет окна, почему она не водит машину, не может прибить гвоздь, чтобы повесить картину? ѕочему папа делает только мужскую работу и не может поухаживать за детьми или спеть им песню?

¬ ≈вропе удивл€ет четкое разделение об€занностей в семье «ќранжевой коровы»
¬ ≈вропе удивл€ет четкое разделение об€занностей в семье «ќранжевой коровы»

— Ётот мировой тренд проникнет в российскую мультипликацию или мы будем обосабливатьс€?

— ≈сли честно, € думаю, что он проникнет. √раницы стираютс€. ћы же не можем выключить интернет — ребенок всЄ равно будет всЄ видеть. ¬озможно, он не будет это считывать, потому что ему всЄ равно. Ёто абсолютно взрослые надстройки. ѕлюс ко всему, если ты хочешь быть на международном рынке, надо играть по существующим правилам. Ќо дл€ себ€ мы пон€ли: если у нас будут принципиальные расхождени€ с партнерами, которые представл€ют наши интересы на мировом рынке, мы просто будем какие-то серии оставл€ть дл€ показа внутри страны и делать отдельные серии на весь остальной мир. я не вижу в этом ничего драматичного. ” каждой страны свои особенности. 

¬з€ть, к примеру, «—винку ѕеппу». ƒавайте не показывать ее в мусульманских странах, потому что это свинь€ — ну это же смешно.
“ать€на ћельникова

»ли давайте не будем показывать «ќранжевую корову» в »ндии, потому что это св€щенное животное. ƒолжны быть грани разумного.

— «а чем приходитс€ особенно следить при создании мультфильма? ¬от был у нас «√олубой щенок», который всем нравилс€. ѕрошло двадцать лет, и все заголосили: «„то? √олубой щенок? ƒа как вы такое допустили?»

— Ћадно, если бы только «√олубой щенок»! ј остальные?  арлсон, например. Ёто же совсем за гранью добра и зла, это квинтэссенци€ всего плохого, что может придумать мама по отношению к ребенку, и всЄ это небезопасно.

— ќставление ребенка в опасности?

— —о взрослым человеком.  арлсон — мужчина в самом расцвете сил. ћы же понимаем, что это мужчина, который посто€нно находитс€ с ребенком, посто€нно увозит его куда-то. ’орошо хоть возвращает назад, но непон€тно, что с мальчиком происходило, когда он его увозил. “очно так же издевательство над животными, над этой несчастной кошкой, которую посто€нно сводили с ума. ј психологический терроризм ‘реккен Ѕок?  огда  арлсон ее посто€нно терроризировал. Ёто доведение до психоза, классика.

ѕоведение  арлсона прилежным не назовешь
ѕоведение  арлсона прилежным не назовешь

— «десь можно и персонажам статью придумать, и при желании авторов или прокатчиков привлечь?

— Ќе хотелось бы, но может быть всЄ что угодно. √лавное, чтобы ћилонов нас ни в чем не заподозрил.

— ќстаетс€ наде€тьс€, что у него есть дела поважнее.

—  то знает. ќн человек такой, обширных интересов.

— ¬ообще бывают столкновени€ с запретител€ми? ƒоносительство случалось?

— «а последние несколько лет, что «—оюзмультфильм» возобновил съемочный процесс, ничего такого не было. ¬ основном проход€тс€ по старым советским мультфильмам, по «„ебурашке» в том числе.

— ј что с «„ебурашкой»?

— — ним в принципе все хорошо. «а исключением того, что там в первом же кадре мультфильма стоит дворник, который курит. Ѕыли придирки и к «Ќу, погоди!», потому что волк курит и за€ц какой-то гей, потому что он то с цветами, то волку что-то дает, то в парике поет песню јллы ѕугачевой. ¬опросы к нему очень большие. Ќо это не мешает ему быть любимым героем.  аждый союзмультфильмовский мультфильм может быть причастным к чему-либо.

— ¬инни ѕух, наверное, самый безопасный…

— Ёто один из самых безопасных на текущий момент героев.

— «ћаугли»?

— ћожно, конечно, приписать туда зоофилию и еще что-то нетрадиционное, но тоже более-менее безопасно. ≈динственное, могут приписать издевательства над животными, когда он маленький дергает волчат за уши. Ќо это уже если совсем обладать изощренным мозгом и прит€нуть за уши.

— √олый мужчина, бегающий по джунгл€м, нас пока устраивает?

— Ќу он пока еще не мужчина. ќн подросток. ’от€, в принципе, это хороша€ почва. Ќадо подумать над этим.

«ћаугли» запрещать пока не за что
«ћаугли» запрещать пока не за что

— «Ѕременские музыканты»? Ѕрод€жничество, цыганщина...

— Ќу цыганщина. ÷ыган пока не запретили еще. —ейчас в первую очередь одна из больших сложностей — создание правильного контента. Ќе с точки зрени€ чтобы усмотреть, кто голубой, а кто трансвестит. Ќе про это. ј скорее создание интересных историй, которые будут релевантны современным дет€м.

≈сть прекрасный пласт, который называетс€ «разумное, доброе, вечное». ќн никуда не денетс€ и всегда останетс€ во главе угла при создании любой анимационной или кинематографической работы дл€ детей. Ќо именно создать историю, котора€ будет жить, где герои станут иконами дл€ детей. я, например, не могу пон€ть феномен мультфильма «“ачки». —колько лет прошло, как он сн€т! ≈го люб€т все мальчики до сих пор, маленькие и большие. «начит, там есть триггер, который эмоционально цепл€ет, €корь, который остаетс€. “очно так же с ћикки ћаусом, “омом и ƒжерри. ƒа, может быть, это не топы дл€ современных детей, но у них нет отторжени€. ќни будут в палитре детских преференций. Ёто по факту самое сложное — создать контент, который будет цепл€ть и который будет оставатьс€ в пам€ти ребенка, чтобы он ностальгировал.

— ” «—оюзмультфильма» одна из самых ностальгических — работа «“рое из ѕростоквашино». ѕрошло 40 лет между оригинальным сериалом и новым. я не смотрел новых серий. ѕапа всЄ еще курит? Ќа вейп не перешел?

— ѕапа курит. “рубку. Ќу какой вейп? » так хватает ѕечкина, который со смартфоном, а у ƒ€ди ‘едора по€вилась подружка, которую он лайкает в соцсет€х.

—  ак у мамы с грудью? ћногих волновало, что у нее из серии в серию мен€лс€ объем.

— «десь можно говорить, что мы просто были впереди планеты всей, и пуш-апы существовали еще в советское врем€. —ейчас у мамы всЄ стабильно с грудью. ќна не двигаетс€ из серии в серию. ” ƒ€ди ‘едора по€вилась сестра. Ѕезусловно, со стороны родителей к новому «ѕростоквашино» есть вопросы, потому что мы же покусились на св€тое, что было 40 лет назад. ƒет€м нравитс€ то, что мы сделали. ≈динственное, у них возникает вопрос, кто такой почтальон. ѕотому что не все даже знают, что это за професси€, и уверены, что почта — она только электронна€. «десь есть небольша€ абсурдность. Ќо в целом это же не про мир деревни, а про мир взаимоотношений в семье и семьи с миром. ƒети не делают разницу между тем, что было 40 лет назад, и тем, что сейчас. Ёту цепочку выстраивают у себ€ в голове родители.

√ерои нового «ѕростоквашино» идут в ногу со временем, но взрослые зрители этого не оценили
√ерои нового «ѕростоквашино» идут в ногу со временем, но взрослые зрители этого не оценили

— „то-то изменилось в поведении героев, кроме того, что они стали более близки к молодым зрител€м? ћожет, у них по€вились поведенческие границы, соответствующие современным реали€м?

— —ценаристы работали с исследовател€ми, пыта€сь найти правильный путь, как говорить с детьми, не переход€ на подростковый €зык, но внедр€€ туда современную канву, гаджетизацию, ситуативность, которую реб€та понимают. Ќо все равно взаимоотношени€ стро€тс€ на банальных человеческих ценност€х, которые есть: дружба, решение конфликтов, любовь, взросление. ѕо€вилс€ новый персонаж, н€н€, поэтому развиваетс€ лини€ взаимоотношений ѕечкина и н€ни. Ќаша задача — создавать тот мир, который ребенок может воссоздать и пон€ть.

— ¬ этом мире есть место толерантности?

—  онечно, куда без этого.

—  аким образом? ѕо€вл€ютс€ соответствующие персонажи?

— Ќапример, у нас к концу года должен выйти мультсериал про толерантность, про то, что все мы разные, но важно найти себе друзей хороших, компанию, где теб€ будут понимать, где тво€ «разность» не будет минусом, а только плюсом. »менно потому, что это компани€ разных людей, друзей с разными интересами, но они вместе потому, что хот€т дружить, найти что-то общее, что их сближает.

— ¬ы не опасаетесь нападок по поводу толерантности?

— ¬ыйдет сериал, узнаем. Ќаша истори€ происходит не с детьми. ѕерсонажи — животные. «адумыва€ эту историю, мы не думали о негативе. ћы отталкивались от того, что разность — это не плохо. Ќо мы не учли, что в нашей стране есть нюансы, из-за которых эта разность может каратьс€.

Ёто на самом деле неопределенна€ дикость. ѕотому что дл€ мен€ толерантность св€зана не только с гендерными или общечеловеческими особенност€ми (болезни, инвалидность). ƒл€ мен€ как человека, рожденного в ———–, было больно, когда в какой-то момент по€вилс€ достаточно сильный антагонизм между –оссией и многими странами. „асть моей семьи с ”краины, € родилась в  иеве, мы всю жизнь отдыхали в —ухуми, “билиси. –одители все врем€ мотались по —оюзу, потому что была куча друзей. » когда в какой-то момент все начинают друг друга не любить просто потому, что кто-то русский, а кто-то хохол, — это дикость. ћне до сих пор странно, что, дл€ того чтобы поехать к себе на родину, нужно сделать колоссальный крюк, а не просто вз€ть билет и полететь. ј моему брату это в принципе невозможно. ѕотому что ему нужна официальна€ бумага. » никого не волнует, что ты там родилс€, у теб€ там похоронены бабушка с дедушкой и живет половина семьи. Ёто дл€ мен€ дикость.

» вот здесь вопрос толерантности стоит тоже очень остро. “олерантность не в том, что кто-то гей, а кто-то без ноги. “олерантность в том, чтобы не воспринимать отличное от теб€ плохим, а попытатьс€ пон€ть. Ёто к вопросу о том, что нет однозначно плохих и однозначно хороших героев. ¬езде есть плюсы и минусы. », конечно, дико, что такие истории случаютс€.

ј что дл€ вас мультики «—оюзмультфильма»?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • –азумное, доброе, вечное
  • ќни учат детей плохому!
  • Ќапишу свое мнение в комментари€х
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€