—овет с советского плаката актуален сегодн€, как никогда
—овет с советского плаката актуален сегодн€, как никогда

—амый быстрый разносчик заразы — это интернет. —казанное в —ети за минуты разноситс€, обрастает симптомами и диагнозами, которые так и норов€т поставить диванные аналитики из мира социальных сетей. » если еще два-три года назад соцсети были гарантом того, что пакость вскроетс€ и виновные будут найдены, то сегодн€ люба€ публичность встает боком. Ќеточна€ формулировка, глупа€ фраза, неудачна€ шутка — —еть все запомнит, но сначала обсудит и осудит. “ак получилось в истории уральской чиновницы ќльги √лацких, котора€ рассказала молодежи, что «государство не просило рожать». ƒо сих пор интернет гадает, педофил ли тренер, который сел на одну скамейку с девочкой-подростком и прикрылс€ журналом. ¬  расно€рском крае учительница отчитала класс за надпись «ѕутин — вор». ¬о всех случа€х записи были в —ети.

 ак не запутатьс€ в соцсет€х и где нужно высказывать свое мнение, а где стоит промолчать, мы спросили у людей, которые по профессии вынуждены всегда быть на виду: это учитель, режиссер театра, политик, тренер, телеведущий и психотерапевт.

јлександра Ўибанова, преподаватель лице€ искусств
ћечтает напугать школьников, но посто€нно терпит

ѕозор, увольнение, тюрьма: как жить в эпоху, когда любое слово способно перечеркнуть всю жизнь

ќднажды ученик не захотел ходить ко мне на уроки живописи и сказал своей маме, что € назвала его бездарностью. –одительница прибежала в школу, закатила жуткий скандал. Ћожь вскрылась на очной ставке, куда позвали нас троих: мен€, ученика и его маму. –ебенок не смог солгать еще раз, гл€д€ уже мне в лицо.

 ак вести себ€ в такой ситуации? –вать на себе рубаху, бить кулаком в грудь, доказыва€ правду? ќпыт показал, что нужно терпеть. » терпеть очень часто: когда по дес€ть раз приходитс€ объ€сн€ть одно и то же ученикам, которые не понимают или устали и не хот€т понимать, отвлекаютс€ на телефоны.  огда дети откровенно пакостничают, ругаютс€ матом или качаютс€ на люстре — выгон€ть их с уроков нельз€.

Ќужно терпеть и следить за своими словами: если фраза двусмысленна€ — из 15 человек в классе окажутс€ те, кто поймет ее неправильно. ≈сли ты в шутку пригрозишь ученикам уйти из школы за то, что они плохо себ€ ведут, найдутс€ те, кто вечером скажут родител€м: «Ќаша учительница от нас отказалась». ћне повезло: спорные истории возникали достаточно редко, и максимум, который мне доставалс€, — это выговоры и объ€снительные.

≈вгений –ойзман, политик

—читает, что «гр€зь в душе» уже оттерлась

ѕозор, увольнение, тюрьма: как жить в эпоху, когда любое слово способно перечеркнуть всю жизнь

я не позвол€л себе вольностей на официальных приемах и в официальных обращени€х, но в социальных сет€х у мен€ всегда есть право общатьс€ так, как € считаю нужным. ¬ интернете все равны — есть така€ поговорка, а еще здесь могут послать. ѕосто€нно наход€сь в соцсет€х, ты понимаешь, что происходит, видишь настроени€ людей.  огда € был главой города, каждый день мне приходили сообщени€ в фейсбуке, где люди о чем-то спрашивали или жаловались, — это помимо рабочей почты и сайта. » было пон€тно: говорить со всеми с уважением не получитс€, найдутс€ хамы.

ќднажды ночью мне написала женщина, что у нее что-то случилось. я ответил, что в данный момент помочь не могу, но разберусь утром. ¬ ответ она начала пен€ть на мен€, и тогда € сказал: «ј вы напишите в фейсбук губернатору, что он вам ответит?». ќна говорит: «” губернатора нет фейсбука». ¬ этом и дело.

»ли истори€ с «гр€зью в душе», которую до сих пор пытаютс€ раздуть, но, на мой взгл€д, не получаетс€. Ёто был разговор в интернете с конкретным человеком, это был ответ на его хамский выпад. я оставл€ю за собой право быть самим собой в частных разговорах — никто же не говорил, что € мальчик дл€ бить€.

¬ истории с чиновницей √лацких дело не в резком высказывании, а в непонимании государственной политики. ‘раза «государство ничего вам не должно» не так страшна (бывали и не такие высказывани€), как ее продолжение: «никто не просил родителей вас рожать» — в то врем€, когда вымирание населени€ — одна из важнейших государственных проблем. ¬от это уже патологический непрофессионализм.

¬италий  азаков, фитнес-инструктор

—читает, что от клиентов лучше держатьс€ на рассто€нии

ѕозор, увольнение, тюрьма: как жить в эпоху, когда любое слово способно перечеркнуть всю жизнь

«а годы, что € работаю в индустрии, у мен€ были недопонимани€ с клиентами, но это какие-то простые конфликты: зан€та парковка или кто-то опоздал на тренировку. ƒаже с посто€нными клиентами € держу чисто профессиональные отношени€ — у них есть цель, € помогаю ее достигать. я в курсе спорной истории с екатеринбургским тренером, осужденным за педофилию, — такие новости вли€ют на работу, становитс€ просто страшно от того, что можно оказатьс€ в такой же непон€тной ситуации. ћне понравилась фраза ≈вгени€ –ойзмана в одном интервью: вот будет тонуть ребенок — не дай бог ему искусственное дыхание делать, чтобы жизнь спасти!

»диотов и извращенцев можно найти в любой профессии, не только в фитнес-индустрии. ¬сех обсто€тельств уголовного дела € не знаю, и дл€ мен€ до сих пор больша€ загадка, что же случилось там на самом деле. ќбычно в детских клубах установлено много камер, хот€ и там видеонаблюдение было, но не помогло.

Ќиколай  ол€да, драматург и режиссер

«абывает, что сидеть в интернете и сидеть на кухне — разные вещи

ѕозор, увольнение, тюрьма: как жить в эпоху, когда любое слово способно перечеркнуть всю жизнь

√оворить все что угодно € могу на кухне, в кругу друзей. ≈сть даже поговорка така€: ««а глаза цар€ ругают». ћожно обругать политиков, известных людей — это откровенный треп.  огда включаютс€ камеры или ты говоришь публично, каждое слово приходитс€ контролировать. Ќа фейсбуке € иногда забываю, что за углом сид€т господа-журналисты и ждут, что € что-то напишу. ќни выдают новость с чудовищным заголовком, за ней по€вл€ютс€ тыс€чи комментариев, где самое доброе — это «пусть засунет себе тюбетейку в жопу».

≈сть вещи, про которые € не имею право говорить как художник — это такие св€тые вещи, они есть у каждого. Ќо сказать плохое про чиновника или еще кого-то, если мен€ реально бесит, € не боюсь. —амое страшное — это превратитьс€ в диванного критика, у нас же весь фейсбук — это страна советов: все знают, как управл€ть государством, жарить €ичницу, ставить спектакли. ”жасно превращатьс€ в такого придурка. я кусаю себ€ за €зык, говорю: ««амолчи! Ќе лезь! Ќе критикуй!»

” себ€ в театре € всегда высказываюсь крепко и очень много матерюсь, никто ни разу мне не сказал: ну прекратите! Ќаоборот, все смеютс€ и понимают. ѕотому что каждое мое такое слово — мощное, цепл€ющее. «ƒа пошел ты…!» работает лучше, чем «ќтойдите в сторону». ѕоэтому на репетици€х € не стесн€юсь. Ќо если придут журналисты — естественно, € заткну свой рот.

¬ладислав √орин, телеведущий 

”меет материтьс€, но никогда не делает этого в студии

ѕозор, увольнение, тюрьма: как жить в эпоху, когда любое слово способно перечеркнуть всю жизнь

Ќас возмущают не слова, а символическое противоречие.  то всерьез рассчитывает на государство? ƒл€ кого обычна€ школа — при€тное место?  ому приходитс€ удивл€тьс€ грубости и равнодушию в обычной поликлинике? ƒаже зна€ жизнь, мы как-то верим в то, что долг врача — помогать, учител€ — наставл€ть, чиновника — служить. ћало найдетс€ идеалистов, которые вер€т в то, что это так и что не мы на самом деле должны государству (чаще всего в рубл€х). Ќо говорить такое вслух, открыто — категорически не прин€то. Ќеуместно.

ћожет, это будет открытием, но во всех хороших редакци€х люди матер€тс€ — это €зык междужурналистского общени€ и средство объ€снени€, к которому прибегают редакторы. Ѕесконечно уважаемый первый главный редакто𠫬едомостей» (и еще целого р€да изданий) Ћеонид Ѕершидский как-то отвечал на непри€тный вопрос. ћол, про вас говор€т, что вы за плохие тексты угрожали корреспондентам *** [синоним слова, означающего насильственные действи€ сексуального характера] их в ухо. Ќа что Ћеонид ƒавидович замечал, что никогда себе такого не позвол€л и обычно обещал всего-навсего нассать в глаз. я к тому, что некоторые производственные процессы, вроде журналистики или изготовлени€ колбасы, могут выгл€деть некрасиво, и человека постороннего отврат€т. ‘отографии из колбасного цеха лучше не печатать на «ƒокторской», мат не должен попадать в эфир.

” мен€ на этот случай есть «ѕравило огнестрела»: надо относитьс€ к любой камере и микрофону, как охотники относ€тс€ к ружью, то есть даже если уверены, что оно не зар€жено, всЄ равно нельз€ направл€ть дуло на человека, нажимать на курок, загл€дывать в бездну с той стороны приклада. “о же самое у нас: даже если знаешь, что ты не в эфире, что запись не идет, все равно не говори ничего, что не должно попасть на глаза другим люд€м. Ќе то чтобы зрители и слушатели не знают таких слов, но вр€д ли они хот€т их услышать в своих теле- и радиоприемниках. ѕомните про символическое противоречие?

’ороша€ и одновременно плоха€ новость состоит в том, что микрофоны теперь везде, объективы тем более. „то с этим делать уже давно посоветовал ‘едор “ютчев в стихотворении с повелительным названием «Silentium!». ¬ам ведь всЄ равно будет лень гуглить, так что процитирую: «ћолчи, скрывайс€ и таи / и чувства, и мечты свои». Ќу во вс€ком случае черные чувства и мечты, светлые не таите.

ѕравила сетевого поведени€

ѕрезидент новосибирского отделени€ ѕрофессиональной психотерапевтической лиги »горь Ћ€х считает, что свое мнение должно быть у каждого, а вот высказывать его или нет — зависит от контекста истории:

— Ќаше возмущение может быть настолько сильным, что повли€ет на воспри€тие — это так называемый эмоциональный аффект. ¬ таком состо€нии любое мнение будет предвз€тым, потому что мы не исследуем ситуацию, а ориентируемс€ на наши воспоминани€ в похожих случа€х, — рассуждает Ћ€х. — ≈сли человек делает так часто, то он тер€ет свою ценность в гражданском обществе и становитс€ недумающим и не понимающим ситуацию.

ѕеред тем как обнажить свои мысли интернету, психолог советует пройти через несколько правил:

  1. ƒо того как писать пост, нужно пон€ть, легально ли это — есть запрещенна€ информаци€, фейки и тому подобное.
  2. ≈сли тема легальна, то нужно пон€ть, какие эмоции вами двигают. Ќельз€ строчить с гневом и желанием кому-то навредить. ≈сли же вами движет чувство справедливости или любое другое социальное чувство — пишите пост, но не отправл€йте.
  3. ¬ыждите п€ть минут, отвлекитесь, а затем перечитайте. ≈сли согласны со своими словами — публикуйте. ≈сли нет — удалите, потому что, скорее всего, переписка окажетс€ дл€ вас аффективной и не спасет репутацию.

ƒл€ публичных людей правила сетевого поведени€ не мен€ютс€, за исключением того, что им на каждом этапе нужно больше времени на «подумать».