1988 год. Жители Тулы живут в страхе: на окраинах начали происходить регулярные жестокие грабежи. Неизвестные вламывались в частные дома, пытали жильцов, требуя деньги и украшения. Как позже выяснится, это была банда цыган, во главе которой стоял Николай Краснопузов — его прозвали Коротышкой за низкий рост и очень хрупкое телосложение. Читайте историю банды в материале 71.RU.
Начало зверских грабежей
Первый в Туле грабеж банда совершила в одном из частных секторов. Они ворвались в дом пожилой Пелагеи Ефимовой и начали требовать деньги. Когда женщина отказалась говорить место, где прячет сбережения, цыгане перешли к пыткам раскаленным утюгом, а после сломали ей руки.
На душераздирающие крики сбежались соседи. В дверном проеме на коленях стояла окровавленная Пелагея Ефимова. На место сразу же вызвали скорую помощь и полицию. Однако задержать преступников по горячим следам не получилось. Сама женщина скончалась от травм в этот же день.
Из дома тулячки вынесли всё, что только смогли: кусок свинины, банку с компотом, чайник, деньги, иконы и серебряную посуду. Главной потерей стал орден Отечественной войны — он принадлежал покойному мужу Пелагеи Ефимовой.
Для Тулы эта трагедия стала резонансной. Дело в том, что грабежи происходили крайне редко, а с жестокими пытками — вовсе никогда. Это навело милицию на мысль, что совершить зверское нападение могли так называемые гастролеры — преступники из других регионов.
Нападение на инспектора ГАИ
Второй жертвой банды стала инспектор ГАИ Лидия Варламова. Ходили слухи, что ей якобы давали взятки за помощь в получении водительских прав, и это привлекло грабителей в дом.
В тот вечер капитан милиции вернулась домой после работы. Вместе со своим супругом и 16-летней дочерью она села ужинать, как вдруг в дверь начали колотить. В моменте Лидия сориентировалась и спрятала дочь в подпол.
Едва инспектор спрятала дочь, в дом ворвались трое мужчин в масках. Главарь попытался изнасиловать Лидию, но тут вступился муж. Бандиты закатали его в ковер и вставили в рот кляп.
В это же время Николай Краснопузов включил утюг и начал угрожать женщине, требуя рассказать, где хранятся деньги и ценности. Лидия не сдавалась, несмотря на ожоги и порезы. Поняв, что от женщины ничего не добиться, грабители начали пытать ее мужа.
Напуганный мужчина почти сразу выдал тайник. И тут преступники узнали, что никаких взяток Лидия не получала, муж работал простым учителем литературы, поэтому денег в семье особо не водилось.
Из шкатулки достали серебряные сережки, бабушкино золотое кольцо и около 300 рублей, которые были отложены на строительство бани. Обозленные грабители надругались над женщиной.
Всё это время в подполе сидела дочь: она всё слышала и понимала, что происходит. Девочка вылезла, когда шум полностью стих. Выжили, несмотря на травмы, все, а Лидия даже смогла описать главаря банды.
Почему на помощь кричащим от боли и страха людям не пришли соседи? Когда провели проверку, выяснилось, в этой части Тулы дома были сделаны действительно на совесть: стены были толстыми, а окна утеплены к зиме, шума на улице просто не было слышно.
Случившееся с Варламовой напоминало трагедию с Пелагеей Ефимовой: цель — ограбление, орудие пыток — утюг. Следователи поняли, что действует одна и та же банда.
Попытка найти банду
Информация о нападении на сотрудницу милиции быстро разлетелась по Туле, и люди начали паниковать. Сыщики подключили к поимке преступников журналистов. В одной из газет специально разместили объявление:
— В память о дедушке срочно куплю орден Отечественной войны. Дорого! Буду ждать в сквере около Тульского кремля с шести до семи вечера. Ориентир — первая скамейка. Василий.
Следователи были уверены, что грабители попытаются продать украденную награду, а все ордена имеют индивидуальные номера.
Оперативники организовали засаду и стали ждать. Спустя некоторое время в парк вошел высокий и спокойный мужчина. По нему сразу было видно, что он ищет того самого Василия из объявления — он подошел к первой скамейке и оглядывался.
Но как только мужчина достал орден, чтобы передать его «Василию», из-за угла выскочила журналистка с фотоаппаратом. Позже выяснится, что она просто хотела сделать резонансный материал после того, как увидела весьма кощунственное объявление в газете. К счастью, продавец ордена сбежать не успел.
Уже в отделе стражи порядка сверили номер — это оказался орден, который украли из дома Пелагеи Ефимовой. Продавец сразу выдал того, кто сдал ему ценный товар. Им оказался некий Алексей, который обещал принести новую награду и даже назначил встречу в Комсомольском парке. Там оперативники и запланировали новую засаду, а в качестве приманки использовали арестованного перекупщика.
Алексей пришел, достал из кармана другой орден. Но внезапно он почувствовал засаду, рванул вглубь парка и напоролся на острый сук. Мужчина умер на месте.
Следователи поняли: этот человек причастен к нападению на частные дома в Туле, поэтому отправились к одному из местных цыганских баронов. Но тот заявил, что этого человека не знает.
Это вновь заставило следователей задуматься над тем, что грабители приезжают из другого региона. Но пока поиски продолжались, в Туле произошла еще одна трагедия.
Вооруженное нападение
Алексей и Анастасия Егоровы были в кровати, когда в их комнату ворвалась банда Коротышки. Хозяин дома рванул к печке и пытался оказать сопротивление топором, однако на этот раз банда оказалась вооружена.
Цыгане связали Алексея и принялись пытать его раскаленным утюгом. В итоге мужчина рассказал про семейные тайники. Егоровы отдали грабителям 800 рублей и несколько золотых украшений. Анастасию изнасиловали. Чудом и она, и ее супруг остались живы.
Об этой трагедии туляки узнали на следующий день, и это стало последней каплей. Жители окраин стали перебираться ближе к центру — там казалось безопаснее.
Задержание банды
Самое интересное, что выйти на банду помог тульский ветеринар. Его автомобиль заглох прямо посреди дороги в одной из деревень, и ему вызвался помочь водитель такси. Вместе с ним вышли и пассажиры — их свидетель запомнил очень хорошо, ведь это были цыгане, а один из них имел маленький рост.
Хорошая память ветеринара помогла также отыскать таксиста. Именно он дал адрес, откуда забирал цыган, — это оказалась соседняя Калужская область. На следующий день уже оперативники задержали банду.
Краснопузов и правда был похож на мальчика-подростка. В отделе полиции он утверждал, что ему всего 13 лет и его должны отпустить в школу. Однако врачи, которые осмотрели главаря, вынесли вердикт — ему не меньше 18 лет.
Когда сняли отпечатки пальцев Краснопузова, раскрылась еще одна шокирующая деталь. Он уже полтора года находился во всесоюзном розыске за кражи в Калужской области.
Из квартиры, где жила банда, вывезли полный автобус краденых вещей. Потерпевшие сразу опознавали свои ковры, шубы и прочие личные вещи, но грабителей явно боялись. При встрече с ними жертвы сразу затихали и опускали глаза, после чего тихо и аккуратно шептали: «Это не они».
Сами грабители всё отрицали, а для украденных вещей нашли оправдание — якобы родственники подарили. Но следствие шло, а деталей так и не добавлялось, пока не начали допрашивать Марину — русскую девушку, которая жила с цыганами.
Судьба Марины оказалась достаточно печальной. В 23 года она вышла за муж за алкаша, который проиграл ее в карты участнику банды. На фоне бывшего мужа с зависимостью новый знакомый казался идеальным. Марина не подозревала, чем он занимается.
Причем женщину брали на грабежи, только роль ее была проста — уговаривать таксистов подождать определенное время, а потом отвезти компанию с вещами обратно из Тулы в Калужскую область. Марина была убеждена, что цыгане просто обмениваются дефицитными товарами.
Она перечислила номера такси, на которых банда передвигалась, и даже вспомнила, кто из шести членов банды выезжал в тот или иной день. После этого грабители начали сдавать друг друга. Но все как один сваливали дела на Краснопузова, объясняя, что сами боялись его. Своего главаря цыгане описывали кратко:
— У него глаза загорались, когда утюгом пытать начинал. Мы говорили: «Может, хватит?», а ему это доставляло удовольствие.
Приговор банде
На суде все грабители просили снисхождения и даже жестокое убийство Пелагеи Ефимовой они называли «случайностью». Пострадавшие и их родственники надеялись на высшую меру наказания — смертную казнь, которая в 1988 году была разрешена. Однако конечный приговор показался многим мягким.
Суд учел все смягчающие обстоятельства: у кого-то больная мать и очень много детей, у кого-то пять судимостей, но они погашены. Так, рядовые бандиты получили от 6 до 10 лет в колонии, а Николай Краснопузов — всего 12.
Приговор был вынесен в 1988 году, и, получается, главарь банды вышел на свободу еще 24 года назад. Не исключено, что он живет где-то среди нас.
Текст написан по материалам программы «Следствие вели» и прокуратуры Тульской области.