У многих детей слово «школа» ассоциируется отнюдь не с радостью получения новых знаний и друзьями, а с тревогой и стрессом. Как морально подготовить ребенка к новому учебному году и не усугубить тревожность, рассказала редакции 26.RU клинический психолог Карина Исраелян.
Хотите, чтобы ребенок ходил в школу без слез и скандалов, а домашняя работа не вызывала истерику, тогда нужно правильно его настроить. Школьника надо психологически подготовить к новому периоду учебы, чтобы ему было комфортно в стенах альма-матер. Для этого клинический психолог Карина Исраелян подготовила несколько простых правил для родителей.
1. Соблюдение режима. Ребенку предстоит учиться, думать и размышлять о самых разных вещах, у него будет много работы, и на всё это нужны силы. Поэтому так важно контролировать режим сна и питания. Хороший сон, правильная еда — всё это благотворно скажется на учебе.
2. Объясните будущему ученику, что его ждет в школе и что от него там потребуют, спокойно и четко. Это должны быть короткие и спокойные разговоры с ребенком о том, что ему надо будет выполнять определенные задания 45 минут, слушать учителя, писать буквы, учить стихи и т. д.
— Это нужно делать доступным языком для ребенка, чтобы он понимал, что будет происходить. Допустим, если это первоклассник, он не знает еще, что это такое. Поэтому объясните ему, например, что будет 3 урока: русский, математика и, допустим, окружающий мир. И ему придется 45 минут непрерывно сидеть, слушать учителя. Расскажите ему, что благодаря этим урокам он будет лучше читать, писать и т. д., — рассказывает психолог.
3. Не говорить при ребенке о школе в негативном ключе. Любой негатив об учителе, школе или уроке может сформировать негативное отношение к обучению. Ваши переживания по поводу образовательного процесса ребенку транслировать не стоит. Свой опыт — плохой и хороший — он должен получить сам.
Настраивать нужно всегда только в положительном ключе, то есть говорим ребенку: «Я верю в тебя, у тебя получится, ты сможешь. Если будут трудности, с ними можно справиться». То есть это будет его опыт, и любые усилия всегда дадут результат. Чтобы ребенок понимал, что в него верят, и так он и сам в себя поверит.
4. Нельзя говорить такие фразы: «Будешь плохо учиться — станешь дворником», «Не выучишь — получишь двойку и ничего не добьешься». Они не мотивируют, а лишь вызывают тревогу.
5. Перед ребенком важно ставить достижимые для него цели. Не нужно требовать от школьника того, к чему у нет стремления, таланта. В противном случае будет страдать самооценка и весь учебный процесс.
6. Надежные и спокойные родители — залог стрессоустойчивости детей. Если ребенок растет в семье, где постоянно подвергается колким шуткам и унижениям, то реагировать на стресс он будет остро.
7. «Долой суету при сборах в школу». Учите его заранее готовить портфель, школьную форму. Так утром останется не торопясь встать, привести себя в порядок, позавтракать и выйти.
— Когда провожаем ребенка в школу, то не должно быть никакой суеты, громких слов, сильных эмоциональных процессов. Бывает, что по темпу родитель очень быстрый, а ребенок медлительный, и когда ребенок медленно собирается, а родитель из-за этого раздражается — утром начинается совсем не так, как нужно. Важно, чтобы сам родитель демонстрировал спокойствие, и тогда оно передается ребенку, — рекомендует Карина Исраелян.
8. Не ругайте ребенка за оценки. Вместо наказаний лучше спросите, с чем он не справился и что можно сделать, как помочь, над чем нужно поработать, чтобы исправить эту оценку.
9. Не поощряйте ребенка за хорошие оценки или быстро сделанную домашнюю работу дополнительным временем в телефоне или планшете — лучше проведите с ним время. Сходите в парк, приготовьте что-то вместе, посмотрите фильм.
10. Интересуйтесь своим ребенком. Когда он или она приходит из школы, спросите: «Что хорошего, интересного произошло?» Делайте акцент на чём-то приятном и радостном для ребенка.
— Естественно, если мы видим, что у ребенка плохое настроение, что он подавлен или расстроен, важно присоединяться к его чувствам. Например, «Я вижу, что ты расстроен, мне кажется, ты обижен». Вот такими фразами пытаемся уловить, что чувствует ребенок, — поясняет психолог. — Можно продолжать, спрашивая: «Что случилось? Ты можешь мне рассказать, если хочешь, поделись со мной». Когда ребенок видит, что родитель его понимает, он будет готов откровенно поделиться проблемой.
Общение — залог здоровых отношений. В разговоре можно заметить неладное, например проблемы с питанием, которые могут быть звоночком расстройства пищевого поведения. Подробнее об этом заболевании, способах диагностики и лечении читайте здесь.