Ежедневно тысячи туляков пользуются общественным транспортом и кажется, что проблемы с ним в городе были почти всегда. Если летом еще все более менее терпимо, то как только на улицах появляется снег — это конец. В первом случае автобусы, троллейбусы и трамваи ездят вполне регулярно. Иногда даже соблюдают расписание. А вот поздней осенью и зимой, если вы хотите уехать, придется подождать лишние минут 10 — это при хорошем раскладе.
Круглогодичная проблема — невозможно уехать после восьми часов вечера. Ждать автобусы и тем более трамваи приходится в среднем по полчаса. Зато есть стабильность в виде маршрутки № 9, которая единственная прибывает часто.
Ладно, ждать мы немного да привыкли, но что делать в непогоду? Многие тульские остановки сделаны так, что там не скрыться от дождя или метели — придется мокнуть и мерзнуть в любом случае. Мысль в такие моменты только одна, как в популярном меме: «Терпи, потому что господь с тобой еще не закончил».
Почти две недели назад в Туле подняли стоимость проезда до 36 рублей и в очередной раз это объяснили ростом цен на топливо и прочие нужные расходы для транспорта, хотя перевозчики вообще требовали 45 рублей. Спасибо, дорогой Минтранс, хотя бы за более менее среднее значение, иначе было бы совсем обидно.
Понятно, что цены не могут стоять на одном месте, но и пассажирам хочется испытывать хоть какой-то комфорт. Сколько раз я наблюдала в транспорте, в том числе новом, пыль, а зимой едва ли не море из грязных луж — не счесть. Такое встречается повсеместно и это неприятно. Да и чуть страшновато ездить, когда прокуратура проводит проверки и оказывается, что у автобусов куча технических проблем — разбитые лобовые стекла, отпадают колеса, водители уставшие.
Еще один момент — грубость как со стороны водителей, так и других пассажиров. Пока одни создают проблему из ничего, вторые просто поддерживают скандал или же сами провоцируют его. Даже если решить все можно за пару минут. Сейчас я такое встречаю в основном на маршрутах, которые направляются в пригород или соседние города. Но вот к водителям действительно много вопросов.
Например, в автобусах № 161 и 162 водители почти всегда отказываются принимать «Тройку». Никаких аргументов на этот счет у них нет и почему так — непонятно. Это такой же способ оплаты, как и другие, только вот по неизвестным причинам водители его отрицают. И приходится в забитом транспорте лезть в сумочку, чтобы достать банковскую карту или в идеале — наличные.
За пассажиров перевозчики не ручаются, но проводить с водителями какую-то работу — должны. Безусловно это тяжелый труд: люди с раннего утра и до вечера ездят, принимают оплату, сталкиваются с грубыми пассажирами, да и условия труда наверняка оставляют желать лучшего. Все-таки почти все время они либо в депо, либо за «баранкой» — это действительно непросто и вряд ли обедать или отдыхать там комфортно.
Все эти факторы приводят к тому, что я чаще выбираю такси, если цены не совсем заоблачные, как это чаще всего бывает в непогоду. Конечно, можно получить водительские права, но здесь уже другая проблема — где оставлять машину, если парковок во дворах не хватает. Да и на всех автомобилистов города уже однозначно мало, тесно им.
Но ради справедливости стоит сказать и о хороших моментах. Например, появились комфортные и большие трамваи «Львята», новые автобусы и валидаторы. Кстати, сейчас транспорт вполне неплохо отапливают, поэтому есть надежда, что зимой после долгого ожидания на остановке можно будет согреться.
К тому же автобусы и трамваи стали гораздо лучше ездить, чем года три назад, когда время ожидания было не 30 минут, а могло достигать часа и даже больше. Если раньше дорога от Красного Перекопа до Зеленстроя занимала минут 40, то сейчас можно добраться за 25.
Мой взгляд на общественный транспорт может быть поверхностным, но я рассуждаю как пассажир, который им пользуется. Видно, что стало лучше, чем пару лет назад, но все еще есть много проблем.
Хочется верить, что зимой не придется стоять на остановке по часу. Хочется, чтобы трамвайные пути стали хорошими, но этим сейчас вроде как занимаются на улице Агеева и в районе Мясново. Хочется, чтобы туристы, которые не могут поехать куда-то на такси, оценивали тульский транспорт как хотя бы «хороший, неплохой», а не рассказывали потом про грубость и лужи.
Хочется просто хороший общественный транспорт.