Бизнес Экономика Кто заплатит за врачебные ошибки

Кто заплатит за врачебные ошибки

От ошибок не застрахован никто, но просчеты врача обходятся особенно дорого: на кону жизнь и здоровье пациента. Во многих странах ущерб пострадавшим и их близким компенсирует страховая выплата. В России врачи не торопятся страховать свою ответственность.

Официальной статистики врачебных ошибок, которые привели к смерти больных, нет. По информации Лиги защиты прав пациентов, от неправильного лечения в нашей стране умирает около 50 тысяч человек в год. Около 70% граждан недовольны работой системы здравоохранения, как результат – контролирующие инстанции завалены сотнями тысяч жалоб. Некоторые дела доходят до суда, во многих случаях иски удовлетворяются, с лечебных учреждений взыскивают компенсацию. Однако эти суммы несоизмеримы с величиной выплат пациентам, например, в США или Европе. За рубежом сумма возмещения за вред здоровью из-за ошибки или халатности медицинского персонала взимается исходя из реальных потребностей пострадавшего больного. А в нашей стране, скорее, исходя из финансовых возможностей лечебного учреждения: ведь компенсацию пострадавшему пациенту или его близким выплачивает клиника. Поэтому и договор страхования, как правило, заключает лечебное учреждение. Врач же, допустивший ошибку или проявивший халатность, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Во многих странах судебные разбирательства – это неотъемлемый «атрибут» врачебной практики, поэтому без страховки врачи не работают. Даже есть статистика, врачей каких специализаций судят чаще. Более рискованные – хирургия и акушерство, впрочем, эти же направления, а еще стоматология и педиатрия относятся к «зоне повышенного риска» и в России. По опыту нашей компании, на страховые случаи в хирургии и акушерстве приходится порядка 80% выплат, порой суммы исковых требований исчисляются миллионами рублей. Много претензий и к стоматологам, но сумма заявляемого ущерба здесь значительно меньше и редко превышает 150 тыс. рублей.

Несколько реальных случаев из жизни. Из-за ошибочно поставленного диагноза и неправильного лечения пациент стал инвалидом. Справедливости он добивался в суде, по решению которого с медицинского учреждения было взыскано более 470 тыс. рублей. Еще один пример из практики: некачественная медицинская помощь привела к летальному исходу. Дети покойного обратились в суд за компенсацией морального вреда – выплата составила 600 тыс. рублей.

В России тарифы по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников составляют 1,5-3,5% от суммы договора. Основные риски – ошибки, допущенные при постановке диагноза, назначении лечения; неправильный подбор лекарств; инфицирование пациента (например, при переливании крови или внутривенных инъекциях). Также к основным относится риск причинения вреда пациенту при использовании медицинского оборудования (например, нередки случаи, когда при санировании зуба сверлом бормашины пациенту травмируют щеку или костную ткань), причинение морального вреда. Дополнительно можно застраховать риски по оплате экспертизы и судебных издержек.

Но так как этот вид страхования в нашей стране не относится к числу обязательных, то и число клиник, заключивших договор, все еще ничтожно мало. Ситуация может измениться, если страхование профессиональной ответственности врачей в России станет обязательным или условно вмененным по аналогии со страхованием ответственности нотариусов или аудиторов. Такая идея обсуждается не первый год, однако до сих пор остается нереализованной, и тому немало причин. Например, нет четкого определения, что именно можно считать врачебной ошибкой, а что – добросовестным заблуждением. Притом что к инвалидности или даже смерти пациента могут привести как вовремя не оказанная медицинская помощь, так и неверный диагноз и неправильно подобранное лечение. Впрочем, сегодня уже обсуждается вопрос обязательного введения стандартов оказания медицинской помощи, после чего действия врача можно будет оценить объективно.

Еще одна проблема – материальная: муниципальные лечебные учреждения финансируются из бюджета, поэтому им потребуются дополнительные деньги на страхование. Но все эти вопросы, судя по всему, придется решать: в последнее время растет количество исков к лечебным учреждениям, так как растёт правовая грамотность людей и их желание отстаивать свои интересы в суде. Страховой же полис дает уверенность. Врачу – в том, что в случае неумышленного причинения вреда здоровью пациента всеми судебными выплатами, как и оплатой услуг независимой экспертизы, будет заниматься страховая компания. Граждане же будут уверены в том, что если их здоровью или здоровью родных причинен ущерб, то они смогут получить денежную компенсацию. Для клиники, застраховавшей ответственность врачей перед пациентами, это еще и элемент конкурентного преимущества на рынке.

Хочу отметить, что постепенно спрос на страховую услугу растет; даже сами медики заговорили о создании своеобразного «страхового фонда». И так как здоровье и жизнь человека в нашей стране объявлены главными ценностями, введение в России обязательного или вмененного страхования профессиональной ответственности врачей, по моему мнению, это уже вопрос времени.

Светлана Александрова – заместитель начальника Управления андеррайтинга рисков гражданской ответственности АО «СОГАЗ». Окончила Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина по специальности «юриспруденция». Опыт работы в андеррайтинге и страховании профессиональной и общегражданской ответственности – более 11 лет.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления