Тульские крестьяне готовятся к посевной. Через полтора месяца начнется первое наступление на поля, впереди - долгая битва за урожай, а бойцов не хватает. Тульскому селу нужна еще тысяча рабочих рук. Недостающих механизаторов, трактористов и просто рабочих будут привлекать из других регионов. Но в то же время жители многих сел области не могут найти работу на малой родине. Разваленным хозяйствам трактористы и доярки не нужны. Например, в СПК «Бобошинский» Дубенского района работает всего 8 человек.
Александр Кирилин - коренной бобошинец. Как настоящий сельский труженик он держит подсобное хозяйство, это три телочки: две Зорьки и Марта, поросенок Василий и безымянные куры. Кроме ухода за живой частной собственностью, есть у Александра и работа. Он трудится водителем в СПК «Бобошинский». Правда, особо водить нечего - у хозяйства своего транспорта нет. И тракторов нет, и комбайнов. Зато есть огромный потенциал - 2 с лишним тысячи гектаров земли. А посевная грозит только ста гектарам. Их засеют с помощью чужой техники фуражным зерном - на корм немногочисленному скоту, передает ТК «Плюс 12».
Молочная ферма, на которой живут 72 коровы, - это все, что осталось от некогда сильного хозяйства. Доярки приходят сюда только раз в день, накормят живность, подоят и уходят засветло - потому что света в коровнике нет. Его отключили еще в ноябре - за долги пятилетней давности. Все работы здесь делают вручную, так как света нет. Все своими руками - раздача кормов, дойка, погрузка. Без света плохо, надои падают, особенно зимой. Доярки приходят поздно - со светом - и работают до сумерек. Одно кормление, одна дойка...
Хозяйство сдает молоко на молочный комбинат, литр - 5.50. Тем и живут. Даже зарплату - около двух тысяч в месяц - платят исправно. Всем восьми работникам - трем дояркам, скотнику, лаборанту, шоферу, трактористу и председателю СПК «Бобошинский».
Корпоративный дух на селе приобретает героический размах. Русские не сдаются - говорят работники хозяйства. И продолжают ходить на родную ферму. Ферму без света и с миллионным долгом. Остальные бобошинцы нашли работу - не по специальности, зато в Туле или Москве, поэтому по рабочим дням на селе тихо, как на кладбище. Впору вешать табличку - «все ушли на заработки».
«Раньше работы было много - 40 тракторов, две тысячи гектаров. А сейчас...», - вспоминают бобошинские старожилы. Пенсионерок-колхозниц больше заботит насущная проблема - где взять 20 тыс. рублей на то, чтобы провести газ в свои дома.
А еще в Бобошино скоро не останется школы - ее закроют из-за малого количества учеников. Юные жители Бобошино не расстраиваются - знай себе гоняют по селу на мопеде, других развлечений здесь нет. Молодежь после школы старается уехать в Тулу. Обратно никто не возвращается.
REGIONS.RU