В 2022 году в городе Алексин Тульской области открылся склад маркетплейса «Wildberries», обеспечивший работой несколько тысяч туляков и жителей соседних областей. Склад регулярно попадает в новостную повестку — например, этим летом один из работников склада в Алексине погиб от жары, были там и облавы на нелегальных мигрантов.
25-летний Кирилл честно рассказал корреспонденту 71.RU о работе на складе «„Wildberries“ — про штрафы, „потогонку“ и отношение начальства.
Как устроился на WB
После института я устроился по специальности — в администрацию родного города Щекино. Перекладывал там бумажки, замещая декретницу. Платили не то, чтобы хорошо — 30 000 до вычета налога. Ну и как на такие деньги вообще жить-то?
Пару лет я так отработал, что-то откладывал, но развернуться не мог — в Абхазию максимум пару раз съездить, она же дешевле нашего юга. А жить-то хочется, тусоваться, кайфовать. В общем, услышал тогда от знакомых про склад «Wildberries», сказали — платят хорошо, 100 000 за месяц можно без труда поднять. Почти как в рекламных постах.
Вот так я с ними туда и поехал, поработал там я пока всего-ничего, полтора месяца. Но в общем, ребята не обманули — 90 000 я смог заработать. Это как за три месяца работы в администрации!
Загруженность и штрафы
Работа не простая, вообще ни разу. Вначале было особенно тяжело, я и сейчас не все нюансы знаю. Помогает то, что у меня график — с 6 вечера до часу ночи, когда наплыва других работяг нет. Народу вообще всегда много — склад на 15 000 человек рассчитан, но по ночам, ясное дело, людей чуть меньше. Ночную смену я сам выбрал — самый быстрый способ заработать.
Ночью «пик» — это стоимость одной операции с товаром — самый большой. Утром поменьше, днем самый низкий, к вечеру снова растет. Стоимость «пика» к количеству людей на складе привязана. А людей на складе много, это не только рабочие: сборщики, раскладчики, сортировщики и упаковщики, но и охранники, супервайзеры, грузчики, рохлисты… Там и не упомнишь, какие вообще должности есть.
Супервайзер — это специалист, который координирует сотрудников, наблюдает за работой и докладывает о нарушениях.
Рохлист — водитель, управляет специальной гидравлической тележкой — рохлей — которая может поднимать товар на нужные полки.
Сам я на раскладке работаю. На этой позиции платят не так много, как на той же сборке к примеру. Но для новичков подходит. На сборке, например, за ту же ночную смену можно заработать 30 000 за неделю — иногда бывает и лучше. Но если штрафами задушат, то выходит 7000 — 15 000 в самое голодное время. Предугадать, как будет на этой неделе, невозможно.
А штрафуют на «Wildberries» практически за всё — сон на складе, бег на складе, подвернутые штаны, беспорядок. При чем в первый месяц работы ты штрафы почти не получаешь, зато потом, месяца со второго — чуть ли не каждый день. Часть можно оспорить, но стабильно люди минимум по тысяче в день из-за штрафов теряют.
Режим работы и условия
Работать на складе можно в двух вариантах — устроиться по трудовому договору, либо по договору ГПХ. По договору ГПХ минимального количества отработанных дней, как и максимального — нет. Работаешь сколько хочешь, хоть сутками паши, если сил хватит носиться по всему блоку. Отсюда и зарплаты у всех разные — работаешь по 40 часов в неделю, 5/2 — ну, немного заработаешь, прямо скажем. У тех, кто работает вообще без выходных, может и под 150 тысяч за месяц выходить, даже со штрафами.
Вот супервайзеры, старшие по блоку — там уже всё строго с графиком. Сколько они зарабатывают, на знаю, только жалобы на «конские» штрафы слышал. Но раз не увольняются, думаю, всё равно прилично выходит.
Работать с руководством — как повезет. Кто-то помогает, кому-то на тебя пофиг. Некоторые с тобой даже и говорить не станут — о чем им, с простым работягой, разговаривать? Так что сводится всё к минимуму — обращаешься, чтобы штраф отменить.
На складе в целом сделано всё комфортно — есть столовые, раздевалки. За форму, правда, самому платить надо, она стоит 1800 рублей. Да и попасть внутрь без осмотра охраны не получится. Очереди на досмотр даже ночью есть, по полчаса приходится стоять. С собой внутрь разрешают проносить только форму, пропуск в бейджике и сигареты. Телефоны запрещены — их можно только старшим и супервайзерам. И обратно также осмотр. Ступни смотрят, могут даже в трусы заглянуть, дело обычное. Шмон почти как в тюрьме.
Буфету — мое отдельное почтение. За 350-500 рублей можно плотно поесть — плов, макароны, мясо, курица. Почти также хорошо кормят, как в студенческой столовой. Даже по ценам также.
Рабочие разные. Интернационал полный, как по Марксу — русские, вьетнамцы, таджики, даже африканца видел. Но ребят из Средней Азии мало, на них облавы устраивали, поэтому прилично поубавилось.
Ну и для удобства, со склада в Щекино и на склад из города ездят автобусы от фирмы. Примерно по два автобуса в час, правда, часов с 10 вечера и до 6 утра ни один не ходит. Пару раз пришлось даже из-за этого на остановке почти всю ночь просидеть. Очереди огромные — порой, пока один автобус наполняется, уже появляется очередь на тот, что через полчаса приедет. Поэтому езжу на работу с друзьями, на их машине. Зимой на морозе спать опасно.
Как теряются и портятся заказы?
Да тут секрета нет. Работа — «потогонка», в том плане, что бегать надо, суетиться постоянно. Волка ноги кормят, как и сотрудника WB. Бегаешь, скидываешь всё в гофру, пропикиваешь пока всё, раскидываешь по коробкам… Что-то да потеряется, это нормально. Потом приходится штрафы платить за «потеряшку» — цена товара плюс за потерю.
Гофра — это большая тележка, в которой товар привозят на раскладку, а позднее сборщики складывают в нее собранный товар
К тому же, многие раскладывают «на отшибись». Не в ту зону, не в ту коробку, еще что-нибудь. Или невнимательно смотрят. Сломать что-то можно случайно, но это редко. Соответственно, кто-то собирал три топа, положил два в одну коробку, третий в другую. Потом это так и упакуют, по раздельности и отправят на пункт выдачи. А там человек будет жаловаться, мол, где третий топ, я три заказывал?! И придет тебе штраф. Это может и через месяц случиться, и через неделю.
Нет какого-то взаимоуважения у сотрудников в этом плане, если честно. Всем нужно всё сделать побыстрее. Ответственность обычно всегда несет «крайняя рука» — тот, кто последний с заказом дело имел. Но могут и разделить ответственность, то есть перекинуть на всех, кто работал с заказом. Вот так штраф в 15 000 могут раскидать на пятерых, с каждого по 3000.
Как я и сказал, вынести со склада можно только что-то очень маленькое, а другое не спрячешь. Обычно одежду выносят, прямо на себе — лифчики, трусы, просто подменяя свои. Обувь тяжелее, по камерам могут заметить, что ты в другой заходил.
Ну и да, если вы закажете себе что-то «эдакое», то не стоит рассчитывать, что об этом никто не узнает. Продавцы обещают анонимность, но по факту, ваш необычный товар увидят минимум человек 10. Там же в системе всё подписано.
Планируете ли уволиться, или будете продолжать работать дальше?
Меня всё устраивает. К тому же, опыт нарабатывается, а он помогает зарабатывать еще больше. Да, работа сложная, но если сравнивать с тем, что было раньше, когда я в щекинской администрации работал — лучше «Wildberries». Денег больше, а пока молодой, лучше побегать.
Тем более, что молодых ребят тут как раз и большинство. Сейчас по образованию работать пойдешь, лет через пять только что-то зарабатывать будешь. Вот я на юриста отучился, заплатил за это миллион — окупаться сколько будет? А жить на что? Короче, деньги лично для меня стали стимулом.
Да и людей за тридцать тоже много. Чуть меньше половины работников, наверное. Логика такая же абсолютно. Кому-то ипотеку тянуть, кто-то микрозаймов набрал.
Сейчас вот поработаю еще пару месяцев, летом поеду куда-нибудь отдыхать. Уже не в Абхазию, может, в Турцию смотаюсь. Потом, думаю, машину себе прикупить. Главное, чтобы штрафы больше не стали.